Сведения об образовательной организации

Методическая копилка

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Участника областного конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольного образования «Воспитатель года»

Воспитателя: Уховой Ольги Андреевны

МАДОУ МО «СГО» - д/с №2 «Светлячок», г. Светлый

Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первого места в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Духовное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией всего общества. Именно эти чувства формируют духовно-патриотическое мировоззрение детей.… Ведь что примечательно, еще Гиппократ, Платон, Сократ в своих трудах придавали большое значение социальному аспекту воспитания гражданина - сильного, развитого телом и душой, и эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование у многих других мыслителей и педагогов во все времена: Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко и др.

Современное образование тоже не оставляет без внимания эти вопросы. Среди задач ФГОС дошкольного образования определена задача по «охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия…» (см. п. 1.6. ФГОС ДО). Чтобы помочь ребенку реализовать свое право на здоровье, счастливую жизнь, повлиять на формирование духовного здоровья у детей мы прибегли к социальному партнерству с муниципальными и региональными учреждениями культуры и спорта, при тесном сотрудничестве с родителями.

Наиболее эффективным для реализации этих задач является, на мой взгляд, метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат подразумевает создание какого-нибудь продукта, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности: выставки рисунков, создание газеты, буклета, коллажа и т.п.  Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. В своей работе я использую современное интерактивное оборудование и технические средства обучения (проектор, интерактивную доску, современные программные ресурсы). Применение компьютерной техники, разработка презентаций позволяет сделать занятия привлекательными и по-настоящему современными, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В. А. Сухомлинский говорил: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». Почувствовать красоту и восторгаться ею нам помогли сотрудники Калининградской художественной галереи, которые были привлечены к сотрудничеству в рамках проектной деятельности "Художественная галерея. Жанры живописи". Они посетили наш детский сад с мастер классом для детей " В гостях у художника пейзажиста". Дети познакомились с некоторыми пейзажами Калининградской художественной галереи, с предметами и материалами необходимыми в работе художника пейзажиста, все их можно было не только увидеть, но также потрогать и даже понюхать. После чего у ребят появилась возможность самим перевоплотиться в художников и изготовить для себя палитры с волшебными красками.

Так же способствовать развитию духовного здоровья нам помог "Калининградский симфонический оркестр" под руководством Аркадия Фельдмана в рамках проекта "Симфонический оркестр в гостях у детей "Светлячка". Музыканты посетили наш детский сад с циклом познавательно-обучающих концертов, чем положили начало формированию музыкально-художественной культуры, формированию творческой личности ребенка. Ребята были очень заинтересованы, проявляли творческую активность. Такая форма работы, как сотрудничество с "Калининградским симфоническим оркестром", способствует повышению интереса к классической музыке у детей, всесторонне развивает дошкольников, обогащает их представление об окружающем,  способствует развитию эстетического вкуса, формированию творческой личности, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.

В дружном, тесном сотрудничестве, педагогов и родителей мы совершили незабываемую поездку на концерт в Кафедральный собор, где наши дети смогли не только услышать органную музыку, музыкальные произведения в исполнении полного состава симфонического оркестра, но и сами выступили на большой сцене и почувствовали себя настоящими артистами! (Перейдите по ссылке, если вы зарегистрированы в социальной сети «В контакте»:

https://vk.com/id56242301?z=video-88393996_171172569%2Fvideos56242301%2Fpl_56242301_-2; https://vk.com/id56242301?z=video-88393996_171171976%2Fvideos56242301%2Fpl_56242301_-2).

Говоря о здоровье духовном нельзя упустить такой аспект, как духовно-нравственное воспитание. Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма  у дошкольников.

На это как раз и направлена вариативная часть Основной образовательной программы нашего учреждения «Краеведение», в составлении которой в составе творческой группы мне удалось поработать. Проект «Архитектура и памятники Светловского городского округа» стал частью учебно-тематического плана программы «Краеведение». В ходе, которого дети  уточнили свои представления о родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города; закрепили знание названий улиц города. Научились видеть красоту родного края и города, радоваться ей; сформировали умение ориентироваться по карте-схеме микрорайона. Совместно с родителями воплотили в жизнь экскурсии выходного дня, посетив памятники округа. Помимо этого мы все вместе принимали участие в мероприятиях посвященных празднованию 70-летия Победы. Это и шествие Бессмертного полка по улицам родного города, создание книги памяти, участие в муниципальном конкурсе чтецов «Наследники Победы», на котором с гордостью и трепетом ребята исполняли песню "Неизвестный солдат". (Чтобы увидеть видео перейдите по ссылке:

https://vk.com/id56242301?z=video56242301_171739597%2Fcc7fef2707114d959e%2Fpl_56242301_-2).

Конечно, мы не могли забыть о здоровье физическом. Наряду с организованными традиционными формами деятельности по физической культуре мои воспитанники принимают участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях организованных совместно с инструкторами по физической культуре – это и недели бегуна, участие в акциях, флешмобах, эстафетах, соревнованиях с детьми параллельных групп по футболу, боулингу, перестрелке. Второй год подряд мы являемся участниками всероссийской Акции «Спорт - альтернатива пагубных привычек». В этом году мы вместе с ребятами из других групп и родителями совершили массовый забег на городском стадионе.  Максимально развить у детей интерес к спорту и здоровому образу жизни можно гораздо эффективнее при непосредственном участии родителей. В условиях реализации ФГОС воспитательная работа с семьей приобретает новое содержание, образовательное учреждение призвано обеспечить единство педагогов и родителей, оно обязано помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал. Еще на этапе планирования проектной деятельности «Где прячется здоровье?», родители проявляли интерес и привносили свои идеи по реализации проекта. Некоторые из родителей, являясь работниками сферы медицины, провели цикл познавательных занятий, ближе познакомив детей со своими профессиями, не остались в стороне и папы спортсмены, с удовольствием поучаствовав в образовательном процессе с личными тренировками по футболу.

В ходе реализации проекта при участии родителей был создан коллаж «Наше дерево здоровья», для профилактики гриппа и простуды дети создали своими руками причудливые «Волшебные чесночницы».

В тесном сотрудничестве со спортивной школой, родителями, сотрудниками детского сада, дети обогатили общие представления о здоровье, как ценности, расширили представления о состоянии собственного тела, развили привычки здорового образа жизни.

Как приятно видеть вокруг смеющиеся, довольные, веселые, добродушные лица своих воспитанников их родителей. Если я смогла осчастливить мир на одну улыбку, на одну добрую душу, тогда  и болезней на Земле станет меньше, а люди будут здоровее!

Мои воспитанники - дети подготовительной группы, выпускники, будущие первоклассники, они и есть наше будущее - будущее здоровой России, следующей по пути здоровья.

«Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость. » А. С. Макаренко.

План-конспект игровой образовательной ситуации в подготовительной группе

Тема: «Памятка для Дим Димыча»

Программное содержание:

Цель: формировать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни, привитие навыков безопасного поведения в зимний период.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес, мыслительную, речевую активность;
  • уточнить представления о характерных признаках гриппа и его профилактике;

  • формировать представления детей о правилах поведения на дороге, безопасности на льду;
    • формировать умение оказывать элементарную первую помощь;
    • воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость;
    • обогащать опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Материал: мультимедийная техника принтер с цветной печатью, фотоаппарат, презентация, маркеры, листы ватмана, заготовки для коллажа, муляжи продуктов, картинки с изображением общественных мест, зимних развлечений, о безопасности на льду, скользкой дороги, пульверизатор с ароматизированной водой, два шарика, предметы для игрового упражнения «Окажи первую помощь».

В занятии принимают участие родители воспитанников.

  1. 1. Игровая мотивация

Симка просит детей о помощи для Дим Димыча, который заболел.

  1. 2. Постановка проблемной ситуации «Необходимо изготовить памятку».

Для изготовления памятки привлекаются родители. Памятка дополняется на протяжении всей деятельности фотографиями.

  1. 3. Экспериментирование «Как распространяются вирусы гриппа»

Детям предлагается представить, что перед ними больной человек, который чихнул (демонстрирую пульверизатор, разбрызгивая из него ароматизированную воду). Беседа «Что произошло?»

  1. 4. Дидактическое упражнение «Советы по профилактике гриппа и простуды».

Дети и взрослые делятся на команды. Первая команда занимается изготовление коллажа «Делай прививки от гриппа». Вторая – отбирает продукты, которые содействуют профилактике гриппа. Третья рисует плакат «Гриппу – нет!» результаты деятельности фотографируются для памятки.

  1. 5. Экспериментирование «Скользкая дорога»

Берем два одинаковых предмета и придаем ускорение. Один скользит по полированной доске, другой - по необработанной поверхности. Наблюдаем: какой предмет быстрее остановится? Почему?

  1. 6. Физминутка.

Детям предлагается по скользить по гладкой дорожке (линолеуму) и по шероховатой поверхности (ковру), убедиться, какая дорожка опаснее.

  1. 7. Игровое упражнение «Окажи первую помощь»

Разыгрываются две ситуации: один взрослый катаясь на коньках получил ушиб головы и порез руки коньком; второй очень сильно замёрз. Дети выбирают из предложенных предметов нужные для оказания первой помощи.

  1. 8. Общая фотография с ранее изготовленными плакатами, флажками с логотипом «Здоровая Россия». Распечатка памятки взрослыми

После фотографирования, взрослый выводит фотографию в памятку и распечатывает её, пока дети слушают классическую музыку.

  1. 9. Элементы релаксации. Используется пьеса «К Элизе» Л.В. Бетховина.

Детям предлагается вспомнить о своих близких, друзьях, о том, как мы все вместе изготовили памятку и сможем передать её не только Дим Димычу, но и своим близким, чтобы они не болели.


ФРАГМЕНТ программы «КРАЕВЕДЕНИЕ» (вариативная часть ООП)


«День Победы в нашем городе» (2 недели)

1

О чём расскажут памятники

Ситуации общения

Определить памятники воинской славы в Светловском округе. (Братская могила в Взморье, памятник А. Космодемьянскому, памятные знаки воинам интернационалистам и ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, скульптура около МБОУ СОШ № 3 З. Космодемьянской). Развивать интерес к события прошлого. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к ним.

Предложить детям, проживающим рядом с этими памятниками посетить их с родителями, сделать фотографии.

2

Возложение цветов к памятнику воинской славы г. Светлого

Целевая прогулка

Принимать участие в традициях малой родины, социальных акциях.


3

Открытки для ветеранов

Занятие

Воспитание патриотических чувств. Формировать чувство благодарности к защитникам Отечества.


4

Книга памяти нашего детского сада

Ситуации общения

Продолжать знакомить с книгой памяти детского сада. Побуждать дополнять её содержание страничками с рассказами о своих родственниках, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.

Взаимодействие с родителями.

5

Чтение рассказов о подвиге воинов, захороненных в Братской могиле п. Взморье

Ситуация общения

Познакомить с подвигом героев Советского союза А. Евсеева и В. Лапшина, А. Лопатина (умер в 1965, его именем названа улица в п. Взморье).

Книга «Звёзды не меркнут»

Рассказы «Евсеич», стр. 107; «Навечно в строю», стр.163.; «Верность долгу», стр.177;

6

В музее боевой славы МБОУ СОШ № 2 п. Взморье

Экскурсия

Воспитание патриотических чувств. Воспитывать будущих защитников Родины.

Социальное партнёрство с школой.

7

День Победы – светлый праздник

Занятие

Пробуждать интерес к историческим фактам, расширять знания о Великой Отечественной войне. О событиях войны происходивших на территории области.

Использование презентаций, видеоинформации.

8

Поклонимся Великим тем годам

Развлечение, посвящённое Дню Победы!

Воспитание патриотических чувств.


9

Участие в шествие «Бессмертного полка» на День Победы

Участие в акции

Принимать участие в традициях малой родины, социальных акциях.

Взаимодействие с родителями в рамках родительского клуба «Наш ребёнок».

Проект

«Памятники и архитектура МО «Светловского городского округа»

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный – 3 недели

Участники проекта: Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста группы №5, родители.

Цель: Воспитание дошкольников в духе патриотизма, приобщение их к истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Обогащение нравственно­­-эстетического и познавательного опыта ребенка.

Основные направления реализации проекта:

Беседы с детьми «Город в котором я живу», «Памятники нашего города и городского округа», «Архитектура нашего города», «Правила поведения возле памятников».

Исследовательская работа: Изучение истории появления памятников. Экспериментирование «Из чего делают памятники?», «Свойства глины, дерева, железа». Рассматривание открыток, буклетов, альбомов о родном городе.  Слушание гимна города. С/р игры: «Путешествие по городу», «В мастерского скульптора», «Мы - архитекторы». Д/и: «Где находится памятник?», «Расскажи о своем городе», «Сложи картинку», «Узнай по описанию», «Узнай, обведи, назови», «Четвертый лишний». Творческое рассказывание «Как я ходил(а) к памятнику», «Где в городе мы любим гулять». Психогимнастика «Живая скульптура».  Творческая мастерская «Создай свой памятник», рисование «Мой дом», «Любимые места», лепка «Любимая скульптура», «Памятник», конструирование «Дворец», оригами «Город будущего». Семейные экскурсии выходного дня к памятникам городского округа. Экскурсии и целевые прогулки к памятникам г. Светлого.

Взаимодействие с родителями

Консультации: «Для чего нужно знакомить детей с памятниками?», «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ». Охрана памятников истории и культуры. Памятка: «Воспитание любви к родному городу».

Предполагаемые результаты

У детей появится интерес к событиям, происходящим в городе, и эмоциональный отклик на них. Понимание детьми значимости памятников в жизни людей.  Познакомившись с памятниками и архитектурой своего городского округа, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям и событиям, связанных с ними. Станут с желанием оказывать посильную помощь взрослым по благоустройству города и участвовать в доступном общественно полезном труде, у них сформируется потребность в поддержании красоты. Данная работа поможет воспитать чувство национальной гордости, патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей Родине и ее историческому наследию.