Сведения об образовательной организации

Конспект образовательной ситуации "Знакомство детей с русским народным танцем - хоровод"

Конспект образовательной ситуации в старшей группе

воспитателя  высшей квалификационной категории

МАДОУ МО «СГО» — д/с № 2 «Светлячок» Звонарёвой О.П.

Знакомство  детей с русским народным танцем - хоровод.

Программное содержание :

  • Доминирующая образовательная область «Музыка»:  Воспитывать  ценностное отношение к народным русским танцам. Уточнить представления детей  о национальном русском танце — хоровод. Вызвать желание исполнять танцевальные движения под музыку. Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
  • Образовательная область «Коммуникация»: развивать умение игрового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
  • Образовательная область «Чтение художественной литературы»:   воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов.
  • Образовательная область «Художественное творчество»: развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Развивать умение вырезать из бумаги, сложенной несколько раз, силуэт девушек и юношей, уметь располагать  девушек и юношей в одной композиции — в хороводе.

Материал:

Иллюстрации  и репродукции картин с различными хороводами;   музыкальный центр; мультимедийную аппаратуру; аудиозапись русских народных песен - хороводных: хоровод по кругу «Ты Зоря моя»;  линейный хоровод - игра «Бояре, а мы к вам пришли»; хоровод улиточный «Заплетися, плетень»; «Во поле берёзка стояла»;  видео танца — хоровода «Во поле берёзка стояла»; альбомные листы бумаги с нарисованными заранее берёзками; простой карандаш; трафареты  половина силуэта девушек и юношей; оборудование для аппликации.

Ход:

Выходите девицы,   Выходите юноши,

Пойдёмте  в  рощу играть,   Песни распевать

Природу величать.

  • Такими закличками  созывали  девушек и юношей  на  народные праздники, гулянья.
  • Ребята скажите пожалуйста, какой народный праздник — гулянье мы отмечали недавно? (Масленица).
  • Что это за праздник? (Проводы зимы и встреча весны).
  • Мы уже с вами говорили, что многие праздники пришли к нам со времён древней  Руси и стали для нас традицией их отмечать.
  • Но какой же праздник без песен, игр и танцев.
  • И сегодня я хочу вас познакомить с русским народным танцем —  ХОРОВОД (Показать иллюстрацию с хороводом).
  • Хоровод  - древнейший вид народного танцевального искусства.
  • Хоровод - народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской.
  • Хороводные песни, особые, протяжные, и хороводная пляска, медленная ходьба, нередко с подражаньем в движеньях словам песни.
  • Хороводы играют или водят с первых теплых дней, от Пасхи до Троицы (православные праздники). Летом много работы, и не до хороводов, а осенние, после сбора урожая и до Масленицы  опять хороводы; поэтому и различают хороводы: радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, никольские, ивановские, ильинские, успенские, семенинские, капустинские, покровские.

-  Важность русских хороводов для нашей народности очень велика — это традиция для русских людей.  Русские хороводы доступны всем возрастам: девицы и женщины, юноши и старики одинаково  принимают в них участие.

  • Хороводы водили у реки, у озера, на лугу, в поле, в рощи,  на огороде, во дворе в избе и даже на кладбища (Показать репродукции картин с хороводами в разных местах). На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные.
  • Праздничные хороводы есть самые древние. Для таких хороводов люди приготавливались заранее: звали дальних гостей  и соседей, красили  яйца, пекли караваи, яичницы, пироги.  Девушки закупали наряды: платки и ленты.

- В хороводе  была возможность не только время провести, но и на людей посмотреть и себя показать. Девушки демонстрировали свои наряды, яркие вышивки на сарафанах. Там же и женихов приглядывали.

-  Хоровод - это не только игра, это картина народной жизни.

По построению хороводы бывают круговыми, когда пение и действие идёт по кругу, круг - всегда имел у русских магическое значение, круг –это солнце, круг – это движение времён года, круглыми пекли ритуальные блины на масленицу. (Показать иллюстрацию с круглым хороводом)

  • Когда люди вставали в круг, они старались задобрить солнце. Показывали в движениях как нужно, чтобы вырос лен или рожь. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим.
  • Давайте мы свами изобразим круглый хоровод.

(Вместе с детьми сделать круг и  изобразить под музыку хоровод по кругу «Ты Зоря моя»)

  • Не менее распространёнными были линейные хороводы, когда играющие шли линиями навстречу друг другу, обычно пение велось в виде диалогов, в вопросно-ответной форме («А мы просо сеяли», "Тень — плетень»)

(Показать иллюстрацию с линейным хороводом)

(Дети делятся — мальчики линией встают на против  девочек  и  изображаем под музыку линейный хоровод игра «Бояре, а мы к вам пришли»)

  • Водили ещё и улиточные, завивательные хороводы, когда ведущий вёл за собой всю единую линию зигзагом, или, завивая в «улитку, капустку». («Заплетися, плетень»).

(Под  музыку изображаем хоровод улиточный «Заплетися, плетень»)

  • В хороводных песнях, например  воспроизводили посев, уход за всходами, уборку урожая или обрядовые песни на праздниках посвящённые каким либо деревьям или растениям.
  • И у нас в России есть одно  такое дерево о котором  с древней Руси сложено много песен и водят во круг него хороводы.

(Читает ребёнок)

Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя славная, всем людям милая.

Стоишь ты, берёзонька, на горочке,

Освещаешься красным солнышком.

На тебе, берёзонька, листья зелёные,

А вокруг тебя ромашки белые.

Как мы чтим тебя, восхищаемся.

О тебе поём песни славные,

Что нет на Руси краше дерева.

  • Наши далекие предки ласково называли ее «веселкой». В древних  обрядах береза была «майским древом» – праздничным деревом, связанным с зелеными святками.
  • На этот весенний праздник, посвящаемый плодородию и будущему урожаю, березу украшали разноцветными лентами, заплетали косы из тонких, плакучих ветвей, водили вокруг нее хороводы. Сейчас этот обычай слился с празднованием Троицы, который обычно бывает в июне перед Троицей (православный праздник).
  • На Троицу также принято украшать дома березовыми ветками, плести из тонких веточек венки. Пучки березовых веточек несут в церковь, освящают, и оставляют в доме до следующего праздника.
  • Березку часто рядили в девичье платье: надевали кофту, юбку, фартук, на голову платок или кокошник, - и называли такое заплетенное дерево Девичьей красой.
  • Или березу как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой. Вокруг неё водили хороводы.
  • В деревнях кое-где еще по-прежнему девушки водят хороводы под напев народной песни «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла...».
  • Давайте и мы с вами поводим хоровод во круг нашей берёзке.

Хоровод:  «Во поле берёзка стояла»

  • Какой замечательный хоровод у нас получился, надеюсь в этом году у нас будет много берёзового сока и будет хороший урожай.
  • Ребята, хотите   посмотреть, как  водят  этот хоровод  девушки из русского народного  танцевального  ансамбля «Берёзка».
  • Обратите внимание, как девушки  двигаются, и какие построения использовались в хороводе.

(Просмотр видеоролика танцевальной композиции «Во поле берёзка стояла» в исполнении т. н. а. «Берёзка».

  • Ребята,  вам понравилось?
  • Что вам больше всего понравилось и  запомнилось?
  • Чтобы так танцевать, надо очень много трудиться и репетировать.
  • Ребята а хоровод можно не только танцевать, но и нарисовать, как изобразили его художники на картинах.
  • А ещё его можно вырезать.
  • А как это можно сделать, я вам сейчас покажу.
  • Необходимо полоску бумаги сложить несколько раз (показать последовательность складывания).
  • По трафарету обвести силуэт девушки или юноши, можно нарисовать самостоятельно. И по контуру вырезать.
  • Развернуть аккуратно и наклеить на лист бумаги с нарисованной берёзкой.
  • Глаза, нос, губы и украшения на сарафане или рубахе можно дорисовать фломастерами или карандашами.

(Дети приступают к работе).

  • В конце работы, разложить хороводы и рассмотреть их.
  • Выяснить у детей, какой хоровод им больше всего понравился и почему.