Сведения об образовательной организации

Проект "Какой дом самый лучший?

Проект «Какой дом самый лучший?»

Участники:

  • дети старшей  группы;
  • воспитатели группы;
  • родители детей.

Длительность проекта: январь – февраль 2013 года

Проект интегрируется с такими образовательными областями, как «Труд», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Цель  проекта: Формировать представление детей об особенностях жилища человека через интегрирование образовательных областей и исследовательскую деятельность.

Задачи:

Область «Труд»

  • Формировать представление  детей о жилье человека в прошлом и современном мире.
  • Формировать и уточнять представление  детей о строительных профессиях и   инструментами труда строителей.
  • Формировать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.

Область «Социализация»

  • Воспитывать доброжелательное отношение, уважение  к людям разных профессий (строителя).
  • Формировать представление о родном городе и стране.
  • Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, стремление к новым достижениям.

Область «Познание»

  • Помочь детям через исследовательскую деятельность соотносить климатические условия жизни человека со способом строительства домов.
  • Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
  • Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Область «Художественное творчество»

  • Формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения  к окружающему миру в разнообразных ситуациях (экскурсии по городу) и отношению к разным объектам (домам).
  • Развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире, изображение  его  в произведениях искусства и собственных творческих работ (дома разных эпох и в разных климатических условиях).

Область «Коммуникация»

  • Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
  • Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

Область  «Чтение художественной литературы»

  • Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге.
  • Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекстов.
  • Обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов (пересказывать, выразительно рассказывать наизусть стихи, сочинять рассказы, придумывать загадки).

Содержание работы:

Подготовительный этап:

  • подбор литературы о домах, стихов, загадок, сказок, рассказов  о строительстве и  людях тех профессий, которые участвуют с строительстве домов;
  • подбор иллюстраций по теме;
  • изготовление демонстрационного и раздаточного материала;
  • изготовление дидактических игр.
  • изготовление атрибутов для подвижных игр

Исследовательский этап:

  • изучение представления детей об  истории жилища и  его строительстве;
  • выяснить представление родителей о том, какими умениями и навыками должен обладать их ребёнок  для изображения и изготовления  домов.

Продуктивный этап:

  • разработка НОД;
  • создание и решение проблемных ситуаций;
  • трудовая деятельность;
  • овладение правилами поведения на стройке;
  • экскурсии по городу; на строительство дома;
  • оформление выставки поделок сделанными детьми и их родителями;
  • проведение развлечения «Мы построим новый дом».
  • ведение дневников наблюдения за исследованиями и экспериментами.

Заключительный этап:

  • обобщение результатов работы;
  • создание  фотоальбома  «Дома нашего города»
  • создание фотоальбома «Моё жильё»

Защита проекта:

  • проводится  в  мае  2013 года;
  • презентация материалов проектной деятельности.

Способы организации работы:

  • принцип добровольности участия родителей и детей;
  • работа проводится в режимные моменты и во время непосредственной образовательной деятельности.
  • дети работают под руководством педагога.

Организация развивающей среды по теме проекта:

  • набор иллюстраций: «Какие разные дома»
  • иллюстрации  «Из какого материала строят дома»
  • иллюстрации «Строительные профессии»
  • иллюстрации «Инструменты труда строителей»
  • коллаж: «Какие дома нам больше всего понравились в нашем городе»

Дидактические игры:

  • «Кто в домике живёт»;
  • «Собери картинку» (дома)
  • «Найди тень дома»
  • «Строим дом по проекту»
  • «Из чего построен дом?»
  • «Какой сказочный герой живёт в этом доме?»

Подвижные игры:

  • «Найди свой дом»
  • «К своему домику беги»
  • «Быстро в домик»
  • «Ловишки с домами»
  • «Бездомный заяц»
  • «В юрты»
  • «Юрта» (Тирмэ)

Чтение художественной литературы:

  • Хосе Марти, «Как дома могут рассказать нам об истории человека».
  • Сказка Сергея Михалкова (по английской сказке)  «Три поросёнка»
  • Русская народная сказка «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кошкин дом», «Рукавичка».

Предполагаемый результат:

•        знать о значении жилища для людей;

•        дети должны знать и называть строительные профессии  и   инструменты труда строителей.

•        владеть обобщающим понятием « строительные профессии»;

•        находить сходства и различия между домами;

•        уметь  соотносить климатические условия жизни человека со способом строительства домов.

•        составлять описательный рассказ о домах  с использованием опорной схемы.

•        уметь передавать внешний вид  домов  в  изобразительной деятельности.

Примерный перечень  образовательной деятельности, осуществляемой в разных видах детской деятельности в рамках реализации проекта

«Какой дом самый лучший?»

п/п

Тема /Форма проведения

Цель

Материал

Краткое содержание

Литература

1

 

Игра – путешествие

«Путешествие в прошлое жилья»

Вызвать интерес у детей к истории человека. Углубить знания детей  об истории жилища. Научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постепенно стремился улучшить своё жилище. Воспитывать желание интересоваться  историей предметов.

Макет «Прошлое жилище» или иллюстрации с изображением жилищ разных эпох.

Предложить детям отправится в музей, чтобы совершить путешествие в прошлое жилья.  Детям показываем макет или иллюстрации жилищ  в разном порядке и предложить детям поставить по порядку,  где люди жили раньше, где потом и сейчас (В процессе объясняем детям  причины  улучшения жилья).

О. В. Дыбина

«Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов».                   Ст. 56

2

Рисование, лепка

«Пещера первобытного человека»

Вызвать интерес  у детей к данной теме. Учить детей изображать первое жильё человека, пещеру. Закреплять  полученные навыки детей в изобразительной деятельности. Развивать эстетический вкус. Воспитывать аккуратность в работе.

Иллюстрации пещер; макет пещеры; пластилин; стеки; дощечки для лепке; альбомные листы бумаги; цветные карандаши; восковые мелки.

Показать  детям иллюстрации пещер в которых жили люди в каменном веке и предложить изобразить свою пещеру.

 

3

Виртуальная прогулка по русской избе.

Конструирование из специального набора «Изба».

Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе. Дать представление об избе. Воспитывать интерес к русским традициям.

Виртуальное видео избы; мультимедийная установка; иллюстрации с изображением русской  деревни, избы;  деревянный конструктор «Изба».

Предложить детям отправиться на виртуальную прогулку по русской избе и посмотреть в каких домах жили люди на Руси. Обратить внимание детей из какого материала и как строились избы.

 

4

Рисование «Русская изба»

Учить детей изображать  «лицо» рубленой избы с помощью мазка – брёвнышка, украшать её оконцами. Закреплять знания детей о  внешнем  виде  избы.  Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к рисованию.

Иллюстрации с изображением русской  избы; альбомные листы; гуашь; кисти; подставки для кисточек; палитра; стаканчики с водой; салфетки; образец.

Показать изображение избы на иллюстрациях и картинах русских художников. Предложить детям тоже нарисовать русскую избу.

 

5

«Архитектура родного города».

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Дать детям знание о том, что такое архитектура. Воспитывать в детях чувство восхищения красотой своего родного  города

 

Иллюстрации с изображением архитектурных  храмов, зданий, жилых домов.

Показать иллюстрации зданий нашего города и выяснить у детей  где они видели эти здания. Дети отвечают, что  здания находятся в нашем городе, называют что находится в них. Рассмотреть строения, уточнить из какого материала они построены, сколько этажей в зданиях, чем украшены.

Н. В. Алёшина  «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной  действительностью» (старшая группа)                            Ст. 197

6

Аппликация, рисование

«Многоэтажный дом»

Учить передавать строение и части дома современной архитектуры путём сочетания прямоугольников разной величины и цвета. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность в работе.

Иллюстрации многоэтажных домов; альбомные листы бумаги; цветные карандаши; восковые мелки; краски; цветная бумага; кисти; клей; клеёнки; салфетки; подставки для кисточек; ножницы..

Рассмотреть иллюстрации с многоэтажными домами. Показать приёмы выполнения аппликации  или рисования многоэтажного дома.

З. А. Богатеева              « Занятия аппликацией в детском саду»      Ст. 131

7

Экскурсия по родному городу.

Продолжать закреплять знания детей о достопримечательностях родного города.  Воспитывать любовь к родному городу.

Фотоаппарат для запечатления зданий города.

Предложить детям провести экскурсию по родному городу. Обратить внимание на архитектуру зданий.

 

8

Рисование, аппликация, конструирование:

«Дома нашего города»

Вызвать желание изобразить здания родного города.  Продолжать учить детей изображать здания разным способом и материалом. Развивать внимание, память. Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование для рисования, аппликации, конструировании

Рассмотреть иллюстрации с многоэтажными домами города. Показать приёмы выполнения конструировании, аппликации  или рисования многоэтажного дома.

 

9

«Из каких материалов строят дома»

Познакомить детей со строительным материалом который использовали в строительстве жилья в разные времена. Вызвать интерес к истории строительства домов. Воспитывать бережное отношение к архитектуре всех времён.

Иллюстрации с изображением жилищ разных времён и строительного материала, (можно использовать  камни, кирпич, ветки, солома, кожа, листья деревьев (сухие), глина)

Рассмотреть иллюстрации с жилищами разных времён. Обратить внимание детей на материал, который использовался для строительства домов. Выяснить у детей из какого материала получаются самые прочные дома . Какие дома строятся быстрей или медленней и почему.

 

10

Чтение сказки Сергея Михалкова (по английской сказке) «Три поросёнка»

 

Закреплять умение детей внимательно слушать сказку, умение пересказывать сюжет сказки, обращая внимание на дома трёх поросят. Воспитывать  любовь и бережное отношение к книгам.

Иллюстрации к сказке.

Предложить детям послушать сказку про трёх поросят и выяснить. Какой материал использовали поросята для строительства своих домиков и какой дом оказался самым прочным.

Сказка Сергея Михалкова (по английской сказке)                   «Три поросёнка»

 

11

Рисование «Домики трёх поросят»

Учить детей изображать  домики трёх поросят  на выбор  ( из соломы, веток и прутьев, из камня) используя  различный изобразительный материал. Развивать эстетический вкус. Воспитывать интерес к рисованию.

Иллюстрации домиков трёх поросят; альбомные листы; цветные карандаши; восковые мелки; гуашь; кисти; подставки для кисточек; палитра; стаканчики с водой; салфетки.

Рассмотреть иллюстрации домиков трёх поросят. Предложить детям нарисовать на выбор любой домик.

Сказка Сергея Михалкова (по английской сказке)                   «Три поросёнка»

 

12

Экскурсия в библиотеку

Вызвать интерес  у детей к посещению городской библиотеки. Предложить детям выбрать книги в которых встречаются разные дома. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Фотоаппарат, книги.

При посещении библиотеки предложить детям выбрать книги в которых встречаются разные дома.

 

13

«Для чего нужны дома»

Пополнять знания детей о конструкциях домов. Продолжать знакомить с различными строительными материалами. Воспитывать уважение к человеческому труду.

Иллюстрации с изображением жилищ построенных из разного  строительного материала; иллюстрации с разными климатическими условиями; карточки – схемы с точками (изображение разных домов); цветные карандаши.

Раздать детям карточки – схемы и предложить соединить точки между собой. Предложить найти изображение дома, который соответствует  картинке – схеме. Уточнить материалы из которых сделаны дома. Выяснить для чего необходимы дома людям. Рассказать, что дома строят из разного строительного материала  в зависимости от климатических условий и образа жизни.

О. В. Дыбина «Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов».                   Ст. 128

14

Конструирование из природного материала «Какие разные дома»

Учить детей строить  дома из природного и бросового материала, передавая внешний вид домов разных климатических условий. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность в работе.

Иллюстрации домов из разного строительного материала; солома; ветки; куски кожи; камушки; глина; верёвочки; цемент.

Рассмотреть иллюстрации с домами предложить простроить дома  для разных климатических условий используя соответствующий материал.

15

«Знакомство детей со строительными профессиями»

Закреплять знания детей о различных профессиях людей. Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях, познакомить их с обобщающим словом строитель. Учить группировать, объединять профессии людей по общему признаку. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение ко всему, что детей окружает.

Иллюстрации с изображением современного города; картинки с изображением людей различных строительных профессий – архитектор, каменщик, кровельщик,  маляр, плотник, стекольщик.

Рассмотреть иллюстрацию с изображением современного города. Уточнить, что изображено, город или деревня, и как они догадались. Рассказать детям какие строительные профессии существуют.

Н. В. Алёшина  «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной  действительностью» (старшая группа)                            Ст. 110

16

1. Чтение стихотворений о строительных профессиях.

2. Загадывание загадок о строительных инструментах труда.

Развивать внимание, память детей. Закреплять умение отгадывать загадки. Воспитывать интерес к художественному слову.

Подбор стихотворений о строительных профессиях, загадок  о строительных инструментах труда.

Предложить детям прослушать стихотворения о строительных профессиях. Уточнить, сто делают люди этих профессий. Предложить детям отгадать загадки о строительных инструментах труда.

17

Экскурсия на строительство дома.

Вызвать интерес  у детей к походу на стройку. Закреплять знания детей о строительных профессиях и материалах из которых строят дома. Воспитывать уважение к людям строительных профессий.

Фотоаппарат для запечатления похода на стройку.

Предложить детям посетить стройку, где строят новый дом. Обратить внимание детей из какого  строительного материала строят дом.

 

18

Игровая образовательная ситуация: «Архитектурное бюро»

Доминирующая образовательная область «Труд»:  воспитывать  ценностное отношение к труду архитектора  и его результатам. Уточнять представления детей о зависимости конструкции домов от климатических условий проживания человека, различных строительных материалах.

Образовательная область «Познание»:  упражнять  в ориентировке в схемах, соотнесении их с оригинальными изображениями. Активизировать мышление дошкольников в специально смоделированных проблемных ситуациях.

Образовательная область «Коммуникация»: развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности. Активизировать доказательную речь.

Образовательная область «Художественное творчество»: способствовать развитию творческих  способностей в продуктивных видах деятельности.

 

Мультимедийная установка; картинки – схемы с точками (силуэты домов); картинки с изображение домов такими, как на схемах;  схемы – строительный материал для дома; кожа, «шкура зверей» искусственный мех, ткань, ветки, верёвки.

 

Предложить  детям по карточкам с точками  определить что на них изображено. Выяснить, кто такие архитекторы и предложить создать свое архитектурное бюро. Дети выполняют задания связанные со строительством домов в разных климатических условиях. В конце игры дети строят вигвамы из бросового  и природного материала.

 

19

Развлечение

«Мы построим новый дом».

 

Развивать творчество  детей. Закреплять умение выразительно читать стихи.  Учить детей под музыку изображать  строительство дома. Воспитывать интерес.

Подбор песен по теме; большой конструктор; каски; игрушечные строительные инструменты; мультимедийную установку.

Под весёлую музыку ребята входят в зал и исполняют парный танец. В зал забегают щенки Тобик и Бобик, плачут. Щенки рассказывают, что они остались без домика и теперь им негде жить. Ребята предлагают свою помощь и вместе с щенками отправиться в путешествие по разным странам, посмотреть, какой дом хотят  построить щенки Тобик и Бобик.  Дети читают стихи, поют песни, играют, выясняют, какой дом подойдёт щенкам, чтобы в нём не было холодно зимой, жарко летом и чтобы, сильный ветер не сломал его. В конце путешествия ребята строят из конструктора дом для щенят.

 

Работа с родителями по проекту:

  1. Рекомендовать просмотреть мультфильмов «Три поросёнка», «Теремок», «Сказка о золотой рыбке», «Заюшкина избушка».
  2. Предложить нарисовать или  изготовить макеты домов разных времён.
  3. Поручить родителям изготовить макеты  домов г. Светлого.
  4. Предложить  родителям совместно с детьми составить  рассказ: «В каком доме я живу».
  5. Предложить принять участие в создании фото коллажа «Моё жильё».

Список литературы к проекту:

Автор

Название

Издательство

Год издания

1

М. В. Крулехт,  А. А. Крулехт

Образовательная область «Труд»

Санкт – Петербург, ДЕТСТВО - ПРЕСС

2012 г.

2

Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Л. С. Римашевская

Образовательная область «Социализация»

Санкт – Петербург, ДЕТСТВО - ПРЕСС

2012 г.

3

А. М. Вербенец

Образовательная область «Художественное творчество»

Санкт – Петербург, ДЕТСТВО – ПРЕСС, Москва, Творческий центр СФЕРА

2012 г.

4

Михайлова З.А., Полякова М. Н., Ивченко Т.А.

Образовательная область «Познание»

Санкт – Петербург, ДЕТСТВО - ПРЕСС

2013 г.

5

Хосе Марти

«Как дома могут рассказать нам об истории человека»

Издательство Хосе Марти

1986 г.

6

О. В. Дыбина

«Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов».

Торговый  Центр СФЕРА

2001 г.

7

Под  редакцией       Л. А. Кондрыкинской

«С чего начинается Родина?»

 

Торговый  Центр СФЕРА, Москва

2003 г.

 

8

Н. В. Алёшина

«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной  действительностью» (старшая группа)

Элизе Трэйдинг, Москва

2002 г.

9

З. А. Богатеева

«Занятия аппликацией в детском саду»

Москва «Просвещение»

1988 г.