Дополнительная общеобразовательная программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И.А. Лыковой (Адаптированная)
Дополнительная общеобразовательная программа
художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И.А. Лыковой
(Адаптированная)
РАЗДЕЛ 1: Пояснительная записка
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. В основу данной общеобразовательной программы положена программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
Педагогическая целесообразность заключается в использовании этой программы в дошкольном учреждении в качестве парциальной и дополняет содержание образовательной области «Художественное творчество» комплексной программы развития и воспитания детей «Детство», переработанной в соответствие с ФГОС ДО.
Новизна и актуальность. Эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства и эстетической действительности.
Целью программы является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
4. Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».
Отличительной особенностью программы является интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (как интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент), которые обеспечивают оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой имеет систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного). В программе сформулированы общепедагогические, специфические принципы организации художественной деятельности дошкольников, а также необходимые педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей. В условиях МАДОУ ЦРР – д/с № 2 «Светлячок» наиболее широко применяется принцип тематического пространства (информационного поля), который помогает реализовывать принцип комплексно-тематического планирования, предусмотренного ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы, а также деятельный и поли художественный подход в эстетическом воспитании дошкольников.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет.
Срок реализации – 4 года. Содержание программы ориентировано на возрастные показатели и стартовые возможности детей.
- Первый год обучения определен для детей второй младшей группы (от 3-х до 4-х лет).
- Второй год обучения – средняя группа (4-5 лет).
- Третий год обучения – старшая группа (5-6 лет).
- Четвёртый год обучения – подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Формы и режим образовательной деятельности. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Содержание образовательной деятельности, построено исходя из трёх блоков педагогического процесса, это –
- непосредственно образовательная деятельность (НОД);
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Непосредственно-образовательная деятельность строится как увлекательная проблемно-познавательная деятельность и носит преимущественно интегративный характер, проблемно-поисковый характер, предполагает познавательное общение, личностно-ориентированный подход педагога. Наиболее удобные для организации НОД, когда лепка, рисование и аппликация проводятся на основе одной темы (одного образа), что позволяет углубить и систематизировать художественный опыт ребёнка за довольно короткий промежуток времени.
Учебно-тематический план выстроен с учётом рекомендаций программы «Детство» и дополняет содержание образовательной области «Художественное творчество», т.е. для проведения специально организованных НОД по художественному творчеству дошкольников отведено 2 НОД в месяц, следовательно, 18 НОД в год. Целесообразно проводить НОД по данной программе при завершении темы, согласно комплексно-тематического плана учреждения.
Ожидаемые результаты
Достижения ребенка (Что нас радует)
ü Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным экспонатам; высказывает желание принимать посильное участие в их сохранении.
ü Проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства.
ü Называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие), некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
ü Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы.
ü Демонстрирует высокую техническую грамотность.
ü Планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам.
Формами подведения итогов реализации программы служат:
- проведение праздника;
- организация 1 сентября ежегодной выставки совместного творчества взрослых и детей («Удивительный мир насекомых», «Бабочка-красавица», «Весёлый огород», «Краски лета» и т.п.).
РАЗДЕЛ 2: Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п |
Тема |
Количество НОД |
Пособие |
1 |
Мой весёлый звонкий мяч. |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 16 |
2 |
Мышка и репка. |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 38 |
3 |
Грибная полянка. |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 46 |
4 |
Дождь, дождь! |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 50 |
5 |
Вьюга-завируха |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 64 |
6 |
Праздничная ёлочка |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 74 |
7 |
Колобок на окошке |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 76 |
8 |
За синими морями, за высокими горами |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 90 |
9 |
Цветок для мамы |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 106 |
10 |
Неваляшка танцует |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 114 |
11 |
Солнышко, солнышко, раскидай колечки! |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 118 |
12 |
Ручеёк и кораблик |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 120 |
13 |
Почки и листочки |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 124 |
14 |
Филимоновские игрушки |
2 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 136, 138 |
15 |
Мостик |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 122 |
16 |
Робин Красношейка |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 98 |
17 |
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик… |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 142 |
ИТОГО: |
18 |
|
Второй год обучения
№ п/п |
Тема |
Количество НОД |
Пособие |
1 |
Картинки для наших шкафчиков |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 16 |
2 |
Вот поезд наш едет, колёса стучат… |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 20 |
3 |
Листопад и звездопад |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 36 |
4 |
Тучки по небу бежали |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 50 |
5 |
Лижет лапу сибирский кот |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 60 |
6 |
Перчатки и котятки |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 64 |
7 |
Морозные узоры |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 66 |
8 |
Наша ёлочка |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 74 |
9 |
Сонюшки-пеленашки |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 80 |
10 |
Как розовые яблоки на ветках снегири |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 90 |
11 |
Весёлые вертолёты |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 96 |
12 |
Весёлые матрёшки |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 106 |
13 |
Филимоновские игрушки - свистульки |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр.112 |
14 |
Воробьи в лужах |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 118 |
15 |
Живые облака |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 120 |
16 |
Мышонок - моряк |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 130 |
17 |
Муха-цокотуха |
2 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 142 |
ИТОГО: |
18 |
|
Третий год обучения
№ п/п |
Тема |
Количество НОД |
Пособие |
1 |
Лето красное прошло |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 26 |
2 |
Машины на улицах города |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 34 |
3 |
Осенние картины (портреты, сюжеты и букеты) |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 56 |
4 |
Пернатые, мохнатые, колючие |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 70 |
5 |
Лиса-кумушка и лисонька-голубушка |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 74 |
6 |
Белая берёза под моим окном… (зимний пейзаж) |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 92 |
7 |
Ёлочки-красавицы (панорамные новогодние открытки) |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 102 |
8 |
Мы поедем, мы помчимся… (упряжка оленей) |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 108 |
9 |
Весело качусь я под гору в сугроб… |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 116 |
10 |
Папин портрет |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 136 |
11 |
Милой мамочки портрет |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 142 |
12 |
Нежные подснежники |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр.170 |
13 |
Я рисую море… |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 172 |
14 |
Топают по острову слоны и носороги |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 186 |
15 |
Весеннее небо |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 168 |
16 |
Зелёный май (краски весны) |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Старшая группа. Стр. 196 |
17 |
Мы на луг ходили, мы лужок лепили |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 200 |
18 |
Радуга-дуга |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 202 |
ИТОГО: |
18 |
|
Четвёртый год обучения
№ п/п |
Тема |
Количество НОД |
Пособие |
1 |
Бабочки-красавицы |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 16 |
2 |
Уголок природы (комнатные животные) |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 22 |
3 |
Спортивный праздник |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 28 |
4 |
С чего начинается Родина? |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 38 |
5 |
Осенний натюрморт |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 44 |
6 |
Лес, точно терем расписной… |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 50 |
7 |
По горам, по долам… |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 80 |
8 |
Дремлет лес под сказку сна |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 98 |
9 |
Пир на весь мир (декоративная посуда и сказочные яства) |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 128 |
10 |
Белый медведь и северное сияние (Белое море) |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 140 |
11 |
Аквалангисты и кораллы (Красное море) |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 138 |
12 |
Я с папой (парный портрет, профиль) |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 146 |
13 |
Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас) |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 152 |
14 |
Весна идёт (картины в рамочках) |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 162 |
15 |
Чудо-писанки |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 166 |
16 |
В далёком космосе |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 182 |
17 |
Весенняя гроза |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 196 |
18 |
Лягушонок и водяная лилия |
1 |
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 204 |
ИТОГО: |
18 |
|
РАЗДЕЛ 3: Содержание программы.
Первый год обучения (2 младшая группа)
1. Мой весёлый звонкий мяч.
Программное содержание: лепка округлых предметов. Синхронизация обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кисти рук.
2. Мышка и репка.
Программное содержание: создание простой композиции: наклеивание травки (полосы бумаги, надорванной бахромой), рисование большой репки и маленькой мышки, дорисовывание хвостика цветным карандашом.
3. Грибная полянка.
Программное содержание: изготовление лесной полянки способом обрывной аппликации. Изображение грибов, контрастных по размеру.
4. Дождь, дождь!
Программное содержание: аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами.
5. Вьюга-завируха
Программное содержание: рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка.
6. Праздничная ёлочка
Программное содержание: создание образа новогодней ёлки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение ёлки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки, штампики) и материалами.
7. Колобок на окошке
Программное содержание: создание образа колобка: наклеивание готовой формы и дорисовывание деталей фломастерами. Оформление окошка – рисование занавесок, наклеивание декоративных элементов на ставенки.
8. За синими морями, за высокими горами
Программное содержание: создание образов сказочных атрибутов – синего моря и высоких гор. Освоение техники обрывной аппликации: разрывание бумаги на кусочки и полоски, сминание, наклеивание в соответствии с замыслом.
9. Цветок для мамы
Программное содержание: подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги.
10. Неваляшка танцует
Программное содержание: изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма.
11. Солнышко, солнышко, раскидай колечки!
Программное содержание: самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка.
12. Ручеёк и кораблик
Программное содержание: составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции.
13. Почки и листочки
Программное содержание: освоение изобразительно-выразительных средств для передачи образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков.
14. Филимоновские игрушки
ЧАСТЬ 1. Программное содержание: знакомство с филимоновской игрушкой. Рассматривание, обследование, сравнение, обыгрывание разных фигурок (петушок, курочка, барыня, и др.). Лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса.
ЧАСТЬ 2. Программное содержание: продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса.
15. Мостик (по сюжету стихотворения Г. Лагздынь)
Программное содержание: моделирование мостика их 3-4 «брёвнышек», подобранных по длине (лишнее отрезание стекой). Создание композиции из ручейка и мостика.
16. Робин Красношейка
Программное содержание: создание образа лесенки: наклеивание готовых форм – бумажных полосок. Дорисовывание сюжета по своему замыслу.
17. Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…
Программное содержание: создание выразительных образов луговых цветов – жёлтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук.
Второй год обучения (средняя группа)
1. Картинки для наших шкафчиков
Программное содержание: определение замысла в соответствие с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество – рисование предметных картинок и оформление рамочки.
2. Вот поезд наш едет, колёса стучат…
Программное содержание: создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков. Освоение способа деления бруска пластилина на одинаковые части (вагончики).
3. Листопад и звездопад
Программное содержание: создание красивых композиций из природного материала (засушенных листьев, лепестков цветов, семян) на бархатной бумаге. Знакомство с явлением контраста.
4. Тучки по небу бежали
Программное содержание: знакомство с техникой аппликативной мозаики: разрезание узких полосок бумаги синего, серого, голубого цвета на кусочки и наклеивание в пределах контура дождевой тучи.
5. Лижет лапу сибирский кот
Программное содержание: создание пластической композиции: лепка спящей кошки конструктивным способом и размещение её на «батарее» - бруске пластилина.
6. Перчатки и котятки
Программное содержание: изображение и оформление «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам - правой и левой. Формирование графических умений – обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. «Создание орнамента (узора на перчатках).
7. Морозные узоры
Программное содержание: рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Свободное, творческое применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия).
8. Наша ёлочка
Программное содержание: рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приёмов работы в зависимости от общей формы художественного объекта (рисование ёлки на основе аппликативного треугольника для контроля веток).
9. Сонюшки-пеленашки
Программное содержание: создание оригинальных композиций в спичечных коробках – лепка пеленашек в колыбельках. Лепка фигурок спящих игрушек (миниатюр) на основе валика с закруглёнными концами. Знакомство с видом народной куклы – пеленашкой. Формирование интереса к экспериментированию с художественными материалами.
10. Как розовые яблоки на ветках снегири
Программное содержание: рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы – строения тела и окраски.
11. Весёлые вертолёты
Программное содержание: лепка вертолёта конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строении и способе передвижения вертолёта.
12. Весёлые матрёшки (хоровод)
Программное содержание: знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре.
13. Филимоновские игрушки – свистульки
Программное содержание: знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров.
14. Воробьи в лужах
Программное содержание: вырезание круга (лужа, туловище воробья) способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата. Обогащение аппликативной техники.
15. Живые облака
Программное содержание: изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы лил валенки. Освоение обрывной техники аппликации. Развитие воображения.
16. Мышонок – моряк
Программное содержание: вырезание и наклеивание разных корабликов. Самостоятельное комбинирование освоенных приёмов аппликации: срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса.
17. Муха-цокотуха
ЧАСТЬ 1. Программное содержание: лепка насекомых в движении с передачей характерных особенностей строения (туловища, крылья, ножки) и окраски. Сочетание разных материалов для изображения мелких деталей (для крыльев используется фольга или фантики, для усиков – проволока, спички, зубочистки; для глазок – бисер, пуговички). Синхронизация движения обеих рук в процессе создания скульптурного образа. Воспитание интереса к живой природе.
ЧАСТЬ 2. Программное содержание: создание сюжетной композиции по мотивам литературного произведения «Муха-цокотуха». Использовать ранее вылепленных насекомых, дополнять композицию лепкой предметов посуды и мебели (чашка, самовар, стол и т.п.), растений (дерево, цветы). Сочетание разных материалов для лепки стола (пластилин, дощечки разной формы). Формирование коммуникативных навыков.
Третий год обучения (старшая группа)
1. Лето красное прошло
Программное содержание: создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры.
2. Машины на улицах города (коллективная композиция)
Программное содержание: освоение симметричной аппликации – вырезывание машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам. Дополнять аппликацию рисованными элементами.
3. Осенние картины (портреты, сюжеты и букеты)
Программное содержание: создание предметных и сюжетных композиций из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян.
4. Пернатые, мохнатые, колючие
Программное содержание: экспериментирование с пластическими материалами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя).
5. Лиса-кумушка и лисонька-голубушка
Программное содержание: создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.
6. Белая берёза под моим окном… (зимний пейзаж)
Программное содержание: изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.
7. Ёлочки-красавицы (панорамные новогодние открытки)
Программное содержание: изготовление поздравительных открыток-самоделок (симметричным способом).
8. Мы поедем, мы помчимся… (упряжка оленей)
Программное содержание: Создание сюжетных композиций из отдельных лепных фигурок с привлечением дополнительных материалов.
9. Весело качусь я под гору в сугроб…
Программное содержание: развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).
10. Папин портрет
Программное содержание: рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди).
11. Милой мамочки портрет
Программное содержание: рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.
12. Нежные подснежники
Программное содержание: воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах (подснежниках, пролесках); поиск средств выразительности.
13. Я рисую море…
Программное содержание: создание образа моря различными нетрадиционными техниками: экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами.
14. Топают по острову слоны и носороги
Программное содержание: создание образов крупных животных (слон, бегемот) на основе общей исходной формы (валик, согнутый дугой и надрезанный с обеих сторон стекой).
15. Весеннее небо
Программное содержание: свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому».
16. Зелёный май (краски весны)
Программное содержание: экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.
17. Мы на луг ходили, мы лужок лепили
Программное содержание: Лепка луговых растений и насекомых по выбору с передачей характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.
18. Радуга-дуга
Программное содержание: самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.
Четвёртый год обучения (подготовительная группа)
1. Бабочки-красавицы
Программное содержание: выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями, способности к интеграции изобразительных техник.
2. Уголок природы (комнатные животные)
Программное содержание: лепка (с натуры) животных уголка природы с передачей характерных признаков (форма, окраска, движение).
3. Спортивный праздник
Программное содержание: составление коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигурок с передачей движений и взаимоотношений.
4. С чего начинается Родина?
Программное содержание: создание условий для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как своей Родины, - части большой страны – России.
5. Осенний натюрморт (композиция в корзинке)
Программное содержание: совершенствование техники вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, для составления натюрморта в плетёной корзинке.
6. Лес, точно терем расписной…
Программное содержание: самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции.
7. По горам, по долам…
Программное содержание: отражение в рисунке своих представлений о природных ландшафтах (сюжет на фоне горного пейзажа).
8. Дремлет лес под сказку сна
Программное содержание: создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу).
9. Пир на весь мир (декоративная посуда и сказочные яства)
Программное содержание: рисование декоративной посуды по мотивам «гжели, дополнение изображения сказочных яств и составление коллективной композиции (праздничный стол).
10. Белый медведь и северное сияние (Белое море)
Программное содержание: самостоятельный поиск способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Рисование северного сияния по представлению: подбор гармоничного цветосочетания.
11. Аквалангисты и кораллы (Красное море)
Программное содержание: изображение человека в движении с передачей особенностей экипировки, характерной позы и движений.
12. Я с папой (парный портрет, профиль)
Программное содержание: рисование парного портрета в профиль, отражение внешнего вида, характера и настроения конкретных людей (себя и папы).
13. Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)
Программное содержание: рисование парного портрета анфас с передачей особенностей внешнего вида, характера и весёлого настроения конкретных людей (себя и мамы).
14. Весна идёт (картины в рамочках)
Программное содержание: оформление готовых работ (рисунков, аппликаций) как завершающий этап творчества.
15. Чудо-писанки
Программное содержание: ознакомление детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
16. В далёком космосе
Программное содержание: создание рельефной картины (панорамы), включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы). Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.
17. Весенняя гроза
Программное содержание: отражение в рисунке представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественной выразительности. Знакомство с принципом асимметрии, позволяющей передать движение.
18. Лягушонок и водяная лилия
Программное содержание: составление сюжетных композиций, самостоятельный выбор художественных материалов, изобразительно-выразительных средств и технических способов. Создание интереса к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах.
Литература
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006 г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. - М.: Капуз-Дидактика, 2006 г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. - М.: Капуз-Дидактика, 2006 г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: Капуз-Дидактика, 2006 г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. - М.: Капуз-Дидактика, 2006 г.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. - М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008 г.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий и ИЗОстудии. - М.: издательский дом «КАРАПУЗ», 2008 г.