Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?


Сведения об образовательной организации



Дополнительная общеобразовательная программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И.А. Лыковой (Адаптированная)

Дополнительная общеобразовательная программа

художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И.А. Лыковой
(Адаптированная)

РАЗДЕЛ 1: Пояснительная записка

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Художественная деятельность  - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. В  основу данной общеобразовательной программы  положена программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Педагогическая целесообразность заключается в использовании этой программы в дошкольном учреждении в качестве парциальной и дополняет содержание образовательной области «Художественное творчество» комплексной программы развития и воспитания детей «Детство», переработанной в соответствие с ФГОС ДО.

Новизна  и актуальность. Эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного  развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства и эстетической действительности.

Целью программы является  формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.

4. Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного  вкуса и гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной  и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».

Отличительной особенностью программы является интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (как интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент),  которые обеспечивают оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических  способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Авторская   программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой имеет систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного). В программе сформулированы общепедагогические,  специфические  принципы организации  художественной деятельности дошкольников, а также необходимые педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей. В условиях МАДОУ ЦРР – д/с № 2 «Светлячок» наиболее широко применяется принцип тематического пространства (информационного поля), который помогает реализовывать принцип комплексно-тематического планирования, предусмотренного ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы, а также деятельный и поли художественный подход в эстетическом  воспитании дошкольников.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет.

Срок реализации – 4 года. Содержание программы ориентировано на возрастные показатели и стартовые возможности детей.

  • Первый год обучения определен для детей второй младшей группы (от 3-х до 4-х лет).
  • Второй год обучения – средняя группа (4-5 лет).
  • Третий год обучения – старшая группа (5-6 лет).
  • Четвёртый год обучения – подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Формы и режим образовательной деятельности. Основной формой  работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Содержание образовательной деятельности, построено исходя из трёх блоков педагогического процесса, это –

  • непосредственно образовательная деятельность (НОД);
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Непосредственно-образовательная деятельность строится как увлекательная проблемно-познавательная деятельность и носит преимущественно интегративный характер, проблемно-поисковый характер, предполагает познавательное общение, личностно-ориентированный подход педагога. Наиболее удобные для организации НОД, когда  лепка, рисование и аппликация проводятся на основе одной темы (одного образа), что позволяет углубить и систематизировать художественный опыт ребёнка за довольно короткий промежуток времени.

Учебно-тематический план выстроен с учётом рекомендаций программы «Детство» и дополняет содержание образовательной области «Художественное творчество», т.е. для проведения специально организованных НОД по художественному творчеству  дошкольников отведено  2 НОД в месяц, следовательно, 18 НОД в год. Целесообразно проводить  НОД по данной программе при завершении темы, согласно комплексно-тематического  плана учреждения.

Ожидаемые результаты

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отноше­ние к произведениям искусства и памятникам культуры, эстети­чески привлекательным объектам, музейным экспонатам; выска­зывает желание принимать посильное участие в их сохранении.

ü Проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоя­тельность и индивидуальность в процессе освоения искусства.

ü Называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных про­мыслов. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, ком­позицию и другие), некоторые особенности построения компози­ции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

ü Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной де­ятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, вы­бора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы.

ü Демонстрирует высокую техническую грамотность.

ü Планирует деятельность, умело организует рабочее место, прояв­ляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бе­режное отношение к материалам.

 

Формами подведения итогов реализации программы служат:

  • проведение праздника;
  • организация 1 сентября  ежегодной выставки совместного творчества взрослых и детей («Удивительный мир насекомых», «Бабочка-красавица», «Весёлый огород», «Краски лета» и т.п.).

РАЗДЕЛ 2: Учебно-тематический план

Первый год обучения

№ п/п

Тема

Количество НОД

Пособие

1

Мой весёлый звонкий мяч.

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 16

2

Мышка и репка.

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 38

3

Грибная полянка.

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 46

4

Дождь, дождь!

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 50

5

Вьюга-завируха

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 64

6

Праздничная ёлочка

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 74

7

Колобок на окошке

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 76

8

За синими морями, за высокими горами

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 90

9

Цветок для мамы

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 106

10

Неваляшка танцует

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 114

11

Солнышко, солнышко, раскидай колечки!

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 118

12

Ручеёк и кораблик

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 120

13

Почки и листочки

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 124

14

Филимоновские игрушки

2

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 136, 138

15

Мостик

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 122

16

Робин Красношейка

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 98

17

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 142

ИТОГО:

18

 

Второй год обучения

№ п/п

Тема

Количество НОД

Пособие

1

Картинки для наших шкафчиков

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 16

2

Вот поезд наш едет, колёса стучат…

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 20

3

Листопад и звездопад

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 36

4

Тучки по небу бежали

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 50

5

Лижет лапу сибирский кот

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 60

6

Перчатки и котятки

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр.  64

7

Морозные узоры

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 66

8

Наша ёлочка

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 74

9

Сонюшки-пеленашки

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 80

10

Как розовые яблоки на ветках снегири

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 90

11

Весёлые вертолёты

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 96

12

Весёлые матрёшки

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 106

13

Филимоновские игрушки - свистульки

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр.112

14

Воробьи в лужах

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 118

15

Живые облака

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 120

16

Мышонок - моряк

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 130

17

Муха-цокотуха

2

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 142

ИТОГО:

18

 

Третий год обучения

№ п/п

Тема

Количество НОД

Пособие

1

Лето красное прошло

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр.  26

2

Машины на улицах города

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 34

3

Осенние картины (портреты, сюжеты и букеты)

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 56

4

Пернатые, мохнатые, колючие

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 70

5

Лиса-кумушка и лисонька-голубушка

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 74

6

Белая берёза под моим окном… (зимний пейзаж)

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 92

7

Ёлочки-красавицы (панорамные новогодние открытки)

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 102

8

Мы поедем, мы помчимся… (упряжка оленей)

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 108

9

Весело качусь я под гору в сугроб…

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 116

10

Папин портрет

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 136

11

Милой мамочки портрет

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 142

12

Нежные подснежники

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр.170

13

Я рисую море…

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 172

14

Топают по острову слоны и носороги

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 186

15

Весеннее небо

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 168

16

Зелёный май (краски весны)

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Старшая группа. Стр. 196

17

Мы на луг ходили, мы лужок лепили

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 200

18

Радуга-дуга

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 202

ИТОГО:

18

 

Четвёртый год обучения

№ п/п

Тема

Количество НОД

Пособие

1

Бабочки-красавицы

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр.  16

2

Уголок природы (комнатные животные)

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 22

3

Спортивный праздник

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 28

4

С чего начинается Родина?

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 38

5

Осенний натюрморт

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 44

6

Лес, точно терем расписной…

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 50

7

По горам, по долам…

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 80

8

Дремлет лес под сказку сна

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 98

9

Пир на весь мир (декоративная посуда и сказочные яства)

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 128

10

Белый медведь и северное сияние (Белое море)

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 140

11

Аквалангисты и кораллы (Красное море)

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 138

12

Я с папой (парный портрет, профиль)

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 146

13

Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 152

14

Весна идёт (картины в рамочках)

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 162

15

Чудо-писанки

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 166

16

В далёком космосе

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 182

17

Весенняя гроза

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 196

18

Лягушонок и водяная лилия

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 204

ИТОГО:

18

 

 

РАЗДЕЛ 3: Содержание программы.

Первый год обучения (2 младшая группа)

1.      Мой весёлый звонкий мяч.

Программное содержание: лепка округлых предметов. Синхронизация обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кисти рук.

 

2.      Мышка и репка.

Программное содержание: создание простой композиции: наклеивание травки (полосы бумаги, надорванной бахромой), рисование большой репки и маленькой мышки, дорисовывание хвостика цветным карандашом.

3.      Грибная полянка.

Программное содержание: изготовление лесной полянки способом обрывной аппликации. Изображение грибов, контрастных по размеру.

4.      Дождь, дождь!

Программное содержание: аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами.

5.      Вьюга-завируха

Программное содержание: рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение  и обозначение голубого оттенка.

6.      Праздничная ёлочка

Программное содержание: создание образа новогодней ёлки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение ёлки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки,  штампики) и материалами.

7.      Колобок на окошке

Программное содержание: создание образа колобка: наклеивание готовой формы и дорисовывание деталей фломастерами. Оформление окошка – рисование занавесок, наклеивание декоративных элементов на ставенки.

8.      За синими морями, за высокими горами

Программное содержание: создание образов сказочных атрибутов – синего моря и высоких гор. Освоение техники обрывной аппликации: разрывание бумаги на  кусочки и полоски, сминание, наклеивание  в соответствии с замыслом.

9.      Цветок для мамы

Программное содержание: подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный  выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги.

10.    Неваляшка танцует

Программное содержание: изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма.

11.    Солнышко, солнышко, раскидай колечки!

Программное содержание: самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка.

12.    Ручеёк и кораблик

Программное содержание: составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции.

13.    Почки и листочки

Программное содержание: освоение изобразительно-выразительных средств для передачи образа: рисование ветки с почками  и наклеивание листочков.

14.    Филимоновские игрушки

ЧАСТЬ 1. Программное содержание: знакомство с филимоновской игрушкой. Рассматривание, обследование, сравнение, обыгрывание разных фигурок (петушок, курочка, барыня, и др.). Лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному  искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса.

ЧАСТЬ 2. Программное содержание: продолжение знакомства с филимоновской  игрушкой. Оформление  силуэтов фигурок освоенными декоративными  элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие  «зрительской» культуры и художественного вкуса.

15.    Мостик (по сюжету стихотворения Г. Лагздынь)

Программное содержание: моделирование мостика их 3-4 «брёвнышек», подобранных по длине (лишнее отрезание стекой). Создание композиции из ручейка и мостика.

16.    Робин Красношейка

Программное содержание: создание образа лесенки: наклеивание готовых форм – бумажных полосок. Дорисовывание сюжета по своему замыслу.

17.    Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…

Программное содержание: создание выразительных образов луговых цветов – жёлтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие  мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук.

Второй год обучения (средняя группа)

1.      Картинки для наших шкафчиков

Программное содержание: определение замысла в соответствие с назначением  рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество – рисование предметных картинок и оформление рамочки.

2.      Вот поезд наш едет, колёса стучат…

Программное содержание: создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков. Освоение  способа деления бруска пластилина на одинаковые части (вагончики).

3.      Листопад и звездопад

Программное содержание: создание красивых композиций из природного материала (засушенных листьев, лепестков цветов, семян) на бархатной бумаге. Знакомство с явлением контраста.

4.      Тучки по небу бежали

Программное содержание: знакомство с техникой аппликативной мозаики: разрезание узких полосок бумаги синего, серого, голубого цвета на кусочки и наклеивание в пределах  контура дождевой тучи.

5.      Лижет лапу сибирский кот

Программное содержание: создание пластической композиции: лепка спящей кошки конструктивным способом и размещение её на «батарее» - бруске пластилина.

6.      Перчатки и котятки

Программное содержание: изображение и оформление «перчаток»  (или «рукавичек») по своим ладошкам -  правой и левой. Формирование графических умений – обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. «Создание орнамента (узора на перчатках).

7.      Морозные узоры

Программное содержание: рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Свободное, творческое применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия).

8.      Наша ёлочка

Программное содержание: рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приёмов работы в зависимости от общей формы художественного объекта (рисование ёлки на основе аппликативного треугольника для контроля веток).

9.      Сонюшки-пеленашки

Программное содержание: создание оригинальных композиций в спичечных коробках – лепка пеленашек в колыбельках. Лепка фигурок спящих игрушек (миниатюр) на основе валика с закруглёнными  концами. Знакомство  с видом народной куклы – пеленашкой. Формирование интереса к  экспериментированию с художественными материалами.

10.    Как розовые яблоки на ветках снегири

Программное содержание: рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы – строения тела и окраски.

11.    Весёлые вертолёты

Программное содержание: лепка вертолёта конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строении и способе передвижения вертолёта.

12.    Весёлые матрёшки (хоровод)

Программное содержание: знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре.

13.    Филимоновские игрушки – свистульки

Программное содержание: знакомство  с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров.

14.    Воробьи в лужах

Программное содержание: вырезание круга (лужа, туловище воробья) способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата. Обогащение  аппликативной техники.

15.    Живые облака

Программное содержание: изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы лил валенки. Освоение обрывной техники аппликации. Развитие воображения.

16.    Мышонок – моряк

Программное содержание: вырезание и наклеивание разных корабликов. Самостоятельное комбинирование освоенных приёмов аппликации: срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса.

17.    Муха-цокотуха

ЧАСТЬ 1. Программное содержание: лепка насекомых в движении с передачей характерных особенностей  строения (туловища, крылья, ножки) и окраски. Сочетание разных материалов для изображения мелких деталей (для крыльев используется фольга или фантики, для усиков – проволока, спички, зубочистки; для глазок – бисер, пуговички). Синхронизация движения обеих рук в процессе создания скульптурного образа. Воспитание интереса к живой природе.

ЧАСТЬ 2. Программное содержание: создание сюжетной композиции по мотивам литературного произведения «Муха-цокотуха». Использовать ранее вылепленных насекомых, дополнять композицию лепкой предметов посуды и мебели (чашка, самовар, стол и т.п.), растений (дерево, цветы). Сочетание разных материалов для лепки стола (пластилин, дощечки разной формы). Формирование коммуникативных навыков.

 

Третий год обучения (старшая группа)

1.      Лето красное прошло

Программное содержание: создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры.

2.      Машины на улицах города (коллективная композиция)

Программное содержание: освоение симметричной аппликации – вырезывание машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам. Дополнять аппликацию рисованными элементами.

3.      Осенние картины (портреты, сюжеты и букеты)

Программное содержание: создание предметных и сюжетных композиций из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян.

4.      Пернатые, мохнатые, колючие

Программное содержание: экспериментирование с пластическими материалами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя).

5.      Лиса-кумушка и лисонька-голубушка

Программное содержание: создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.

6.      Белая берёза под моим окном… (зимний пейзаж)

Программное содержание: изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

7.      Ёлочки-красавицы (панорамные новогодние открытки)

Программное содержание: изготовление поздравительных открыток-самоделок (симметричным способом).

8.      Мы поедем, мы помчимся… (упряжка оленей)

Программное содержание: Создание сюжетных композиций из отдельных лепных фигурок с привлечением дополнительных материалов.

9.      Весело качусь я под гору в сугроб…

Программное содержание: развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

10.    Папин портрет

Программное содержание: рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди).

11.    Милой мамочки портрет

Программное содержание: рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.

12.    Нежные подснежники

Программное содержание: воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах (подснежниках, пролесках); поиск средств выразительности.

13.    Я рисую море…

Программное содержание: создание образа моря различными нетрадиционными техниками: экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами.

14.    Топают по острову слоны и носороги

Программное содержание: создание образов крупных животных (слон, бегемот) на основе общей исходной формы (валик, согнутый дугой и надрезанный с обеих сторон стекой).

15.    Весеннее небо

Программное содержание: свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому».

16.    Зелёный май (краски весны)

Программное содержание: экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение  «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

17.    Мы на луг ходили, мы лужок лепили

Программное содержание: Лепка луговых растений и насекомых по выбору с передачей характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

18.    Радуга-дуга

Программное содержание: самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами.  Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

 

Четвёртый год обучения (подготовительная группа)

1.      Бабочки-красавицы

Программное содержание: выявление уровня владения пластическими и аппликативными  умениями, способности к интеграции изобразительных техник.

2.      Уголок природы (комнатные животные)

Программное содержание: лепка (с натуры) животных уголка природы с передачей характерных признаков (форма, окраска, движение).

3.      Спортивный праздник

Программное содержание: составление коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигурок с передачей движений и взаимоотношений.

4.      С чего начинается Родина?

Программное содержание: создание условий для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как своей Родины, - части большой страны – России.

5.      Осенний натюрморт (композиция в корзинке)

Программное содержание: совершенствование техники вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, для составления натюрморта в плетёной корзинке.

6.      Лес, точно терем расписной…

Программное содержание: самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции.

7.      По горам, по долам…

Программное содержание: отражение в рисунке своих представлений о природных ландшафтах (сюжет на фоне горного пейзажа).

8.      Дремлет лес под сказку сна

Программное содержание: создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу).

9.      Пир на весь мир (декоративная посуда и сказочные яства)

Программное содержание: рисование декоративной посуды по мотивам «гжели, дополнение изображения сказочных яств и составление коллективной композиции (праздничный стол).

10.    Белый медведь и северное сияние (Белое море)

Программное содержание: самостоятельный поиск способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Рисование северного сияния по представлению: подбор гармоничного цветосочетания.

11.    Аквалангисты и кораллы (Красное море)

Программное содержание: изображение человека в движении с передачей особенностей экипировки, характерной позы и движений.

12.    Я с папой (парный портрет, профиль)

Программное содержание: рисование парного портрета в профиль, отражение внешнего вида, характера и настроения конкретных людей (себя и папы).

13.    Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)

Программное содержание: рисование парного портрета анфас с передачей особенностей внешнего вида, характера и весёлого настроения конкретных людей (себя и мамы).

14.    Весна идёт (картины в рамочках)

Программное содержание: оформление готовых работ (рисунков, аппликаций) как завершающий этап творчества.

15.    Чудо-писанки

Программное содержание: ознакомление детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству.

16.    В далёком космосе

Программное содержание: создание рельефной картины (панорамы), включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы). Формирование  навыков сотрудничества и сотворчества.

17.    Весенняя гроза

Программное содержание: отражение в рисунке представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественной выразительности. Знакомство  с принципом асимметрии, позволяющей передать движение.

18.    Лягушонок и водяная лилия

Программное содержание: составление сюжетных композиций, самостоятельный выбор художественных материалов, изобразительно-выразительных средств и технических способов. Создание интереса к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах.

Литература

  1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,       2006 г.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. - М.: Капуз-Дидактика, 2006 г.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. - М.: Капуз-Дидактика, 2006 г.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая  группа. - М.: Капуз-Дидактика, 2006 г.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная  группа. - М.: Капуз-Дидактика, 2006 г.
  6. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. - М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008 г.
  7. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий и ИЗОстудии. - М.: издательский дом «КАРАПУЗ», 2008 г.